Время рассказов
Приветствую вас на своем блоге. посвященному путешествиям.

Понравились новости:

Введите ваш email адресс:



Уже подписались на новые публикации

Цитаты и Анекдоты
Что бы ни произошло, делай вид, что именно этого ты и хотел.
«Артур Блох»

Древняя история восточных народов 2

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 0.0/10 (0 Проголосовало голосования)

Древняя история Однако, выбрав модель легенды для жанровой организации материала, писательница, одновременно изъяла из нее сердечника – сказочно-фантастический компонент, направив рассказ в вполне реалистичное русло. Поэтому, то, о чем говорится в произведении, читателю нет особой необходимости подвергать сомнению, проверять, отделяя правду от вымысла. Все, что описывается, так или примерно так и могло происходить на самом деле. Говоря другими словами, писательница на основе тщательно проштудированных исторических источников разворачивает один из наиболее вероятных вариантов развития определенного события или явления прошлого. В поэзии “Сфинкс” таким “объектом” художественного исследования становится своеобразный символ Египта – одна из древнейших, величайших, самых загадочных памятников его культуры. И первое, что заинтересует поэтессу: кто и для чего построил это грандиозное сооружение? Из ответа на эти вопросы фактически начинается легенда о сфинкса:

… В душе раба вырос в тяжелой неволе,

Родилась мечта и воцарилась …

И приказала мечта взять камень …

И из него вытес странное подобие

На вечную загадку векам потомков.

Раб у поэтессы – это не прямое указание на социальный статус творца культурных ценностей, а, прежде всего, обобщенный образ (или олицетворение) египетского народа. В “Истории …” авторский акцент на сплошь подневольном, бесправном положении простонародья в отношениях с господствующей верхушкой (правителями и жрецами) является одним из самых выразительных – вплоть до параллелей с украинского прошлым. “Был тот народ подобен нашего народа во времена крепостничества, его работа, его земля были чужой собственностью. Однако он уважал, время и любил своих царей. Ошеломленный темный люд не слышал в себе силы к самостоятельному, свободной жизни, он привык к своим пут, должен носить “. Но своевольная власть была не единственной силой, которой приходилось противостоять древним египтянам. Не меньших усилий от них требовала и борьба с суровой и капризной природой. В поэзии Леси Украинская ее чаще олицетворяют солнце и пустыня. Поэтому созданная рабом-художником (народом) удивительная скульптура воспринимается и как подчинение, сказать, одухотворении бездушной “молчаливого обширной пустыни  и отчаянно мертвого пространства”, и как своеобразное освобождение от бремени вездесущей “власти сильных фараонов”.

Благодаря своей грозной сущности, которая является определяющей и сильнее даже по сравнению с мощной природой: “Этот взгляд и тот улыбка был сильнее  Чем убойной солнце в пустыне” , сфинкс предстает воплощением высочайшего над земным миром власти – божественной: “И и чудовище стала в людях богом” . В “Истории” писательница делает достаточно подробное описание сфинкса и представляет одну из версий того, какую силу он символизирует. “Недалеко от пирамиды Хефрена есть большой сфинкс. Он вытесанный из целой скалы и только там, где не хватало скалы, приложено привезенного камня. Тело Сфинкса имеет 57 метров локтей, оно сливе целое засыпано песком … Из песка возникает только голова, имеет 9 метров высотой, видно, что когда-то она была покрашенной на красно. Где-где она облупившиеся. На ней написаны иероглифы, что она заявляют Гармаки, бога с ходячего солнца … “. А вот в поэзии автор приводит несколько имен-определений этого божества, кроме того, выявляет элементы посвященного ему культа, а, главное, признает неразгаданностью, несмотря на все усилия поэтов и ученых, его тайны.

Интересным представляется и сопоставление особенностей восприятия сфинкса писателем -художником, которое формировалось в процессе изучения истории Египта (посредством научных концепций, мифов, легенд, а также иллюстративного материала: графики, фото и т.д) и личных впечатлений от увиденного, когда поэтесса 1909 посетила эту далекую страну. В первом случае имеем отстранен, почти фактографический описание скульптурной достопримечательности:

… На раскаленном песке

появилось произведение словно живое чудовище:

Ленивое тело льва протянулось,

Как жарой подавлено в полдень,

И загадочная человеческая голова

Поднималась гордо и смотрела просто

Каменным взглядом вперед,

А на устах был улыбку недоброжелательно.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 Проголосовало)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge