Время рассказов
Приветствую вас на своем блоге. посвященному путешествиям.

Понравились новости:

Введите ваш email адресс:



Уже подписались на новые публикации

Цитаты и Анекдоты
Увидев ее, он понял, что Масяня – не вымышленный персонаж.
«Бородатый анекдот»

Древняя история восточных народов 3

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 0.0/10 (0 Проголосовало голосования)

Древний текст Когда писатель впервые приехала в Египет, ее оценка местных архитектурных памятников оказалась существенно иной. “

Видели мы большие пирамиды и большого сфинкса”, – писала она в письме к матери, – “это нечто единое в целом свете! Никакие картины, фотографии и т.п. не могут дать настоящего понятия о душе (курсив автора) сих каменных существ. Особенно сфинкс – он имеет большую тысячелетнюю душу, он живые глаза, он словно видит вечность. Понятно, что такое эмоциональное восприятие было обусловлено непосредственными наблюдениями и впечатлениями, которые стали для писателя тем необходимым дополнением, после которого она могла с уверенностью засвидетельствовать: “Не разочаровал меня Египет, а еще больше очаровал, и теперь только я поняла его до конца гениальный талант, как побывала в Каирском музее “.

Один из раритетов столичного музея привлек внимание поэтессы настолько, что она после первого посещения планировала вместе с Д. Яворницким «еще раз … поехать – на” дама с золотым лицом “посмотреть (там есть одна такая Красавица)» . Выскажем предположение, что в музейном экспонате писательница узнала  героиню своей легенды, созданной еще в 1900 году. Написанная на второй день после “Сфинкса”, “Ра-Менеис” продолжала “практику” поэтического постижения древнеегипетской истории, но в более эпической, сказать, масштабной форме.

В незначительном по объему тексте перед читателем предстает далекое прошлое Египта, а также во второй половине рассказа, его неприметное настоящего. Объединяет две почти равновеликие части произведения фигура главной героини. Трудно сказать был ли у нее реальный прототип (в “Истории” упомянуто немногих женщин-монархов), однако жизненный путь Ра-Менеис на троне типично для самовластных фараонов. Рисуя управления этой правительницы, Леся Украинской одновременно воспроизводит и своеобразный алгоритм движения, в основных чертах, внутреннюю тенденцию развития политической (событийной) древнеегипетской истории, циклический характер которой, определяла устоявшаяся традиции консервативная деятельность каждого очередного представителя правящей династии, которые на протяжении тысячелетий, неспешно сменяли друг друга.

Как полагалось “гордом царицы, дочери фараонов” Ра-Менеис была грозной и безжалостной, как и абсолютная власть, которую она олицетворяла. Жизнь страны под ее рукой мало чем отличалось от времен ее предшественников и преемников:

Весь Египет стонал как певучий колос в пустыне …

Иногда он шевелился, словно лев в кандалы закованный …

Но как только появлялась к народу царица …

Мигом лев народный под ноги царицы ложился,

С улыбкой сфинкса царица ему наступала на шею.

Концепция внутренней государственной политики сконденсированной подана Лесей Украинский в поэзии и пространно, на десятках страниц, описана в учебнике, выглядела бы неполной без освященного религией культа фараонов. Фактически, в этом плане, все силы народа были направлены на удовлетворение прихотей и потребностей монарха-божества:

Ра-Менеис существовала и в храмах наравне с богами.

Все каменные богини делались к ней подобные …

Ра-Менеис строила себе пирамиду в пустыне, -

Более легло там людей, чем камни, жженого солнцем.

Не совсем устоявшимся, но и не исключительным оказалось и завершение сего существование Ра-Менеис, собственно ее перехода в царство мертвых. Египетский народ, как это не раз было на самом деле, не имея возможности отомстить земной богу за его жизнь, благодарил ему после смерти:

Тело царицы забросил далеко в пустыню, в пески.

Там ей вихри ежегодно могилу подвижную делали.

Солнце лило свой Огнистый бальзам на дочь свою умерших.

А заканчивается первая часть произведения своеобразным раскрытием природы упадка, его рано или поздно переживает каждый мощное государство-цивилизация. По мнению автора едва ли не основной причиной этого является морально-этическая деградация (обусловленная различными факторами) этноса и, как следствие, неискоренимость, разрыв с высокой преобразующей традицией, культурой предков.

Разувать стали руки нечестивых гробницы и храмы,

И не раз, как рука, или воздуха, или солнце касались

Тысячелетнего трупа – он распадался в прах,

И смеялись безумные потомки, и мумии предков не вечны …

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 Проголосовало)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge