Время рассказов
Приветствую вас на своем блоге. посвященному путешествиям.

Понравились новости:

Введите ваш email адресс:



Уже подписались на новые публикации

Цитаты и Анекдоты
Что бы ни произошло, делай вид, что именно этого ты и хотел.
«Артур Блох»

Древняя история восточных народов и поэзия египетская

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 0.0/10 (0 Проголосовало голосования)

Я - история  Проблема соотнесенности художественных текстов и научных, критических публицистических работ Леси Украинский в литературоведении не нова. Особое внимание исследователей в этом контексте привлекают ее произведения на темы из прошлого. А вот постоянный интерес писательницы к древнему миру прежде всего объясняется глубоким захватом историографией – до испытания собственных возможностей в этой области знаний. Важным подтверждением сказанного, на чем акцентируют и такие современные ученые (по специальности профессиональные историки) как А. Огнева  и Ю. Кузьминец , является заключенный в 1890-1891 г двадцатилетней Ларисой Косач учебник для сестры Ольги “Древняя история восточных народов “. Этот труд, в силу своей природы имел компилятивный, описательно-дидактический характер, все же проявляло те периоды и коллизии развития человечества, которые больше всего интересовали молодого автора, а также определенным образом, определяла и направляла ее дальнейшие творческие поиски. Так, кроме значительного, тщательно подобранного и концептуально изложенного фактологического материала, учебник содержит достаточно взвешенные комментарии и обобщения относительно логики и законов исторического процесса самого автора. Впоследствии этот “теоретический ресурс” сработает не только на этапе подбора тем и сюжетов, но и скажется на упрочение идейной основы некоторых стихотворных произведений Леси Украинский. Непосредственным проявлением взаимодействия ее научного и художественного мышления видится поэзия на египетские темы.

В “Истории”, в которой рассмотрено шесть древних государств, стране фараонов посвящено несравненно больше места, чем всем остальным. И обусловлено это не только достаточной источниковой базой или “модой” на Восток в Европе рубежа веков, а, прежде всего, особым мнением самого автора, которая считала древнеегипетскую цивилизацию не только древней, но и такой, что оказало существенное влияние на развитие всего человечества.

Время стремление изобразить этническое своеобразие или, сказать, подлинность Египта, которую он необратимо потерял во времена упадка, побудило Лесю Украинку углубиться только в первые три (из пяти определенных учеными) периоды его истории как наименее обозначены иностранными влияниями. Отсюда и важное осознание того, что любой вне национальный давление тормозил органическое развитие государства, а еще: “при чужих господства ухаживал способности, после же политического возрождения наступало всегда и возрождения защиты” . Приведенное утверждение, как представляется, является одним из ключевых в понимании истории молодой Ларисой Косач и основополагающим для нее как составителя учебника. Уже в своеобразном вступлении в него, озаглавленном “Мир известный древним людям”, автор декларирует свою поисковую концепцию, указывая на то, что именно “из останков древнего защиты, мы видим правдивую, определенную  историю, историю защиты , историю цивилизации “.

Принцип отождествления, а, фактически, приоритета в изучении духовно-нравственного, культурного опыта страны, а не ее политико-экономического развития, неоднократно упоминаются и в основной части книги. В частности, в “египетском” разделе четыре из восьми подразделений отдано последовательном рассмотрения “Памятников” (архитектура, скульптура, живопись), “Веры”, “обычай” и “Письма” этого народа. Достаточно симптоматично в таком контексте выглядит и такая авторская замечание: “А это может собственно и есть самое ценное в человеческой истории – история культуры” .

Именно оригинальные культурные (уже – художественные) достижения из числа заметных достижений цивилизации Леся Украинской ценила больше, констатируя, в частности, в разделе “Памятники”, что “Способности египетский выше защиты всех других народов восточных, если не красотой своей, то разнообразием тем, простотой и слишком грандиозностью … Они все строили на вечность “. К одной из таких вечных сооружений поэтесса и обратилась в созданной летом 1900 года (почти через десять (!) Гг после “Истории …”) поэзии на египетские темы. “Сфинкс”, если учесть авторское определение, является, собственно, легендой (по сборнику 1902 г. “Отзывы”) или фантазией (за журнальной публикацией 1903 г.) и первая, и вторая дефиниции, кроме жанрового определения текста, косвенно указывают еще и на примененный в нем принцип интерпретации исторического факта и, в целом, его восприятия и понимания. В стихотворении “Легенды”, написанном через неделю после “Сфинкса”, писательопределенным образом проявляет и собственное отношение к указанному в названии разновидности эпического повествования:

В легендах древних

справедливости  нет

все там дело идет о жертвах

и кровавые события.

И горит у меня сердце,

Когда я их помню -

против сих легенд красных

белый свет бледным кажется.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 Проголосовало)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge