Время рассказов
Приветствую вас на своем блоге. посвященному путешествиям.

Понравились новости:

Введите ваш email адресс:



Уже подписались на новые публикации

Цитаты и Анекдоты
Выдавая меня замуж, родня сказала: «У нас товар, а вам – капец!»
«Бородатый анекдот»

Старик рыбак и море-океан (сюжет)

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 10.0/10 (2 Проголосовало голосования)

Старик и море Повесть «Старик и море», кажется, родилась с репутацией классического образца художественной прозы XX века. Хемингуэй слышал такие отзывы еще на этапе, когда давал прочитать ее в рукописи  литературы, мнению которых доверял. Сам писатель утверждал, что эта повесть является лучшим его произведением и что ее вообще можно рассматривать как эпилог всего, что он написал и пережил в своей жизни.
История создания и публикации повести. Еще в 1936 г. Э. Хемингуэй опубликовал в журнале «Эсквайр» очерк «Голубая вода», где рассказал о том, как один старый рыбак, приложив почти героических усилий, поймал гигантского марлина. Впрочем, похвастаться своей добычей ему не удалось, поскольку на рыбу напали акулы. Когда старого нашли в море, от марлина остался почти один скелет. В отчаянии рыбак нелестно рыдал.

1950 Хемингуэй вернулся к этому сюжету, положив его в основу художественного произведения. Так возникла повесть, впоследствии получила название «Старик и море». Конечно, она существенно отличалась от прежней журнальной публикации. Ведь за четырнадцать лет, прошедших со времен обнародования очерка, писатель значительно обогатил свой и художественный опыт. Не случайно, рассказывая в интервью о процессе работы над «Старым и морем», Хемингуэй отметил, что за пределами повести остался огромный массив материала: «Повесть« Старик и море “, – отметил он,-можно было растянуть более на тысячу страниц: там были бы описаны все жители деревни, их жизни, где они родились, как они росли, как они вырастили своих детей и т.д.. Другие писатели делают это безупречно. Когда вы пишете, вы ограничены достигнутым в вашей области. Вот почему я попытался пойти другим путем. Сначала я выбросил все, без чего мог передать читателю свой опыт. Я хотел, чтобы прочитанное казалось ему пережитым, чтобы у него сложилось впечатление, будто это произошло на самом деле. Задача была очень трудной, и мне пришлось много поработать ».

Важную роль в решении этой задачи сыграл собственный жизненный опыт писателя. Хемингуэй был заядлым рыбаком и хорошо разбирался как на радостях, так и на трудностях этого ремесла. Нин был среди рыбаков много друзей, знал их семьи и быт, часто выходил вместе с ними в море, вместе с ними выпивал в маленькой корчме, что ее стены были увешаны фотографиями самых рыб, часами слушая рассказы о море и рыбу.

Однажды, рассказывает биограф Хемингуэя Б. Грибанов, ему «далось поймать туну весом 514 фунтов. «Борьба с ней продолжалась семь часов, и за все это время он потерял около семи фунтов собственного веса. Незадолго до того в этой местности приехал какой-то богатый старик с молодой невестой, который дерзко заявил, что ловить туну не трудно. Когда “Пилар” вечером входила в гавань, все население собралось посмотреть на добычу Хемингуэя – рыба была одиннадцать с половиной футов. На палубе “Пилар” рядом с рыбой стоял Хемингуэй, веселый, пьяный. Своим басом он загремел на всю гавань: “Где же сукин сын, который говорил, что это легко?” »

1 сентября 1952 появилось номер журнала «Лайф», в котором была напечатана повесть «Старик и море». Успех этой публикации был поистине феноменальный: за 48 часов было распродано 5318655 (!) Экземпляров. Критики встретили произведение овациями. Бурной была и реакция рядовых читателей: в течение трех недель Хемингуэй ежедневно получал 80-90 писем от поклонников, которые радостно приветствовали его с новым достижением. Высокую оценку получила повесть и среди авторитетных мастеров слова. Так, американский писатель, Нобелевский лауреат В. Фолкнер заявил: «Время, возможно, покажет, что это – лучшее произведение любого из нас. Я имею в виду его (т.е. Хемингуэя. – Е.В.) и моих современников ». Фолкнер был прав: сегодня, спустя полвека после «бума», разразившегося вокруг первых публикаций «Старого! моря », это произведение сохраняет славу нетленного шедевра XX в.

Особенности построения сюжета и жанровое своеобразие произведения В повести крупным планом изображается эпизод из рыболовной жизни старого Сантьяго. Как и в большинстве своих произведений, Хеминг ей «опускает» биографию своего героя, сообщая несколькими фразами только необходимую предысторию. Из нее мы узнаем, что старый течение последних 84 дней возвращался с рыбалки без улова ( а   была важной частью его жизни) . Первые сорок дней вместе с Сантьяго в море выходил мужик чик Манолин – преданный ему всем сердцем ученик, стремился овладеть секрет рыболовного ремесла. Впрочем, увидев, что старому больше не везет, родители заставили мальчика псрейтми на другую лодку. Выполнив их приказ, он, однако, душой оставался со своим учителем, морально поддерживая его в важней час и пытаясь хоть чем-то помочь ему на берегу, Мальчик любил Сантьяго как «необычного старого», преклонялся перед ним как перед настоящим мастером и верил в его успех .

Совсем один старый рыбак вышел в море и на 85-й день, когда судьба наконец послала ему богатую добычу. Это была рыба вели Чезни размеров и необычайной красоты – воплощенная мечта любого рыболова. Победа над такой чудо-рыбой означала для Сантьяго не просто удачное завершение его выхода в море, а достижение главной цели и высшего смысла всей его рыбацкой жизни. А Поединок героя с мощной рыбой был тяжелым и изнурительные ным. Для обоих соперников это была борьба на грани жизни ТЩ смерти. Долго рыба тянула лодка старого далеко в океан прежде чем он смог ее преодолеть. Однако счастье победы было недолгим: на обратном пути привязанную к лодке рыбу атаковали акулы. Старый что было сил защищал свою добычу, но в конце концов потерпел поражение. Вернувшись в бухту с привязанным к лодке гигантским костяком, обессиленный и опустошенный, он заснул в своей жалкой хижине. Когда утром мальчик, встревоженный его длительным отсутствием заглянул в дверь, старый еще спал. Увидев его окровавленные руки, Манолин заплакал, а когда Сантьяго проснулся, он сказал: «Теперь мы снова будем рыбачить вместе».

На беглый взгляд, сюжет повести разработан в реалистическом ключе. Здесь нет никаких признаков удивительного, фантастического, сверхъестественного, нет никаких нарушений границ реалистичного мира. Реалистично выписаны и характеры персонажей, и пейзажи, и бытовой колорит, и детали рыболовной дела. На реалистичности изображенного в повести отмечал и сам писатель. В одном из интервью он, в частности, сказал: «В” Старом и море “я пытался создать реальный старого, реального мальчика, реальную рыбу и реальных акул. Однако если я сделал их достаточно хорошо и достаточно правдиво, они могут означать многое ».

Эта очевидная многозначность сюжета предоставила основание некоторым критикам для чисто символических трактовок, что игнорировав ее реалистичный план.

Полемизируя со сторонниками однобоко символической интерпретации произведения, автор в пылу утверждал, что в этом тексте вообще отсутствует какая-либо символика. Впрочем, истину, как это часто бывает, следует искать посередине между крайностями. С позиции такой «золотой середины» верно охарактеризовал художественную специфику повести Б. Беренсон: «” Старик и море “Хемингуэя, – писал он, – это идиллия о море как таковое, не о море Байрона или Мелвилла, а о море Гомера, и передана она такой же очаровательной прозой, как эпос Гомера. Ни настоящий художник не занимается символами или аллегориями, – а Хемингуэй настоящий художник, – но каждый настоящее произведение искусства порождает символы аллегории. Таков и этот небольшой, но удивительно удачное произведение ».

Действительно, во внешне реалистичный сюжет повести помещен богатый символический подтекст, предоставляющая изображаемому смысловой «двоповерховости». На уровне этого подтекста повесть о рыбалке и море прочитывается как  сюжет о взаимоотношениях человека с жизненной стихией. Здесь, в скрытой части текста-«айсберга» нарушаются основополагающие философские вопросы человеческого бытия, возникают яркие символы и самобытные ассоциации. Именно наличие такого подтекста предоставляет литературоведам основание определять «Старика и море» как повесть-притчу.

Проблематика повести.

Одна из основных проблем произведения-взаимоотношения человека и природы.

С одной стороны, Сантьяго присуще чувство органического единства с природой. Его взгляд и мысли охватывают весь природный мир от беспомощной птицы в космических стихий. Этот мир, наполненный борьбой и нежной пульсацией различных форм жизни, возникает в сознании  как мир гармоничный и одухотворенный. Старый любуется красотой и величием природы, благоговейно склоняется перед ее высшей мудростью и грозной силой, искренне сочувствует хрупким созданиям природы, вовлеченным в ежедневную борьбу за существование. Он и самого себя осознает частью природы. Это чувствуется, в частности, в эпизоде, в котором он, вспоминая черепах, замечает: «Ведь и у меня такое же сердце, и руки-ноги подобны их».

Раскрывая глубокий лиризм его восприятие природы, Хемингуэй вводит в повествования такую деталь. Немало молодых рыбаков, читаем мы в повести, называли море «еи шаг» – то есть в мужском роде, и говорили о нем «как о сопернике, как о бездушный пространство, даже как о враге». А Сантьяго всегда употреблял слово «море» в женском роде («1а шаг»), потому что думал о нем «как о женщине, о живом существе, которое может и подарить большую милость, дав, а если и делает что-то плохое или Неутешное , то лишь потому, что так уж его характер ».

С другой стороны, писатель изображает драматическое противостояние человека и природы. Именно в этом заключается смысл поединка рыбаки с рыбой и его битвы с акулами. В этой борьбе старый обнаруживает непоказателен героизм: то и дело он достойно выдерживает неравные бои при обстоятельствах, угрожающих гибелью. В общем философском контексте повести его противостояние рыбе и акулам приобретает характер борьбы с «злой судьбой» и с самим собой – то есть со своей старостью, немощью, физической болью, сомнениями и отчаянием. Эта борьба имеет своей сверхзадачей утверждения моральной силы человеческого «я»: «… я покажу ей (рибини. – Е.В.), – мысленно говорит Сантьяго, – на что способен человек и что он может вынести».

Двойственные отношения человека и природы полно раскрываются в отношении старого к рыбины. Он воспринимает ее как серьезного, достойного соперника, в экстремальном соревновании с которым он или погибнуть, или победить. Однако при этом душа Сантьяго свободна от ненависти, агрессивности, страха или дерзости. Напротив, он восторженно любуется грацией и мощью своей рыбы. Он не просто влюблен в это удивительное создание природы, но и испытывает к нему искреннее сочувствие. В разгар борьбы с рыбой герой даже называет ее своей сестрой. Однако профессиональное достоинство рыбака властно диктует ему биться до конца, любой ценой добиваться победы. Образ рыбака, привязанного к рыбе, которая то тянет его лодка, то тянется за его лодкой (и сам рыбак не может понять, кто кого ведет), вырастает в символ сложных, драматических и в то же время по-своему гармоничных отношений единства и противостояния человека и природы.

Характерно, что, освещая эти взаимоотношения, писатель развенчивает миф о человеке как о «хозяина природы». «Человек, – говорит Сантьяго, – довольно ничтожное существо против сильных птиц и зверей. Я действительно скорее предпочел бы быть тем китом, плывущим где-то в темноте моря ».

Поведение главного героя в море определяется этикой труженика, которая утверждает приоритет профессионального мастерства, неотделимой от человеческого достоинства, стоицизма, мужества. В контексте темы нравственных качеств рыбалки в повести поднимается проблема жизненных поражений и побед личности.

По логике сюжета повести победа старого вращается на поражение от рыбы, добытой ценой неимоверных усилий и страданий, остается лишь скелет, который является и наглядным доказательством рыболовного подвига героя, и свидетельством его фатального невезения. Такая двусмысленность итогов поединка рыболова с его судьбой подчеркивается двумя вместительными деталями в финале произведения: описывая реакцию окружающих на остатки добычи старого, писатель изображает рыбаков, с удивлением измеряют длинной веревкой длину скелета, а рядом с ними-супругов туристов, которое, не представляя того , что произошло, любуется только «совершенной форме» хвоста рыбы.

История о том, как рыбак, поймал рыбу своей мечты, смог привезти домой только остов, на уровне символического подтекста прочитывается также как иносказательно рассказ о вечных попытки человека достичь своей жизненной цели.

Этот рассказ содержит в себе все: и этап длительного ожидания и отчаянных надежд, и тяжелый, полный борений и страданий путь к цели, и сладкий миг ее достижения, и последующее разочарование, когда под достигнутого остается лишь воспоминание – некий «костяк». “А учитывая это толкование можно провести параллель между морской приключением Сантьяго и творческим процессом. Так художник, работающий над главным произведением своей жизни, ежедневно тратя силы на борьбу с внутренней и внешней противодействием и наслаждаясь минутами творческих побед, по завершении книги или картины переживает опустошенность и неудовлетворенность сделанным (например ощущение того, что созданное им является лишь «скелетом» неисчерпаемо богатой стихии жизни или – только «костяком» его мечты о достижении совершенства).

Важно отметить, что вопрос достижения жизненной цели (и родственного с ним вопрос постижения смысла существования) герой повести решает в одиночестве, оставшись наедине и со своей мечтой, и с опасной морской стихией. Эта экзистенциальная одиночество придает образу Сантьяго трагической окраски.

Впрочем, основной пафос произведения не является трагическим. Сквозь мотив экзистенциализм одиночества героя, через ситуацию его поражения уверенно пробиваются жизнеутверждающие интонации. Ведь даже привезя скелет вместо рыбы, старый продемонстрировал свою профессиональную состоятельность и моральное величие. Так он доказал и мальчику, и самому себе, что действительно «необычным старым» – непревзойденным мастером своего дела и человеком непреодолимой силы воли. И его отношения с юным Манолино е своеобразным противовесом состояния одиночества, пережитом во время морского приключения. Мальчик согревает рыбалку теплом бескорыстной любви, искреннего поклонения, нежной заботы. В сочетании образы старого и мальчика символизируют связи экзистенциально одинокого человека с окружающими, связи духовной преемственности поколений, связи прошлого и будущего, обеспечивающих непрерывность развития человечества и бессмертие человечества.

Всепобеждающей гимном человеку звучат в произведении слова старика: «… человек создан не для поражения … Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя ». Повесть Хемингуэя доказывает, что в жизни не бывает безвыходных ситуаций, настоящие достижения личности измеряются не внешним успехом, а внутренними победами над собой, что человек способен достойно противостоять «злой судьбы», если остается человеком. Именно в утверждении идеи морального непобедимости личности и оптимистической веры в безграничные духовные возможности человека заключается гуманистический пафос повести «Старик и море».

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 Проголосовало)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge