Время рассказов
Приветствую вас на своем блоге. посвященному путешествиям.

Понравились новости:

Введите ваш email адресс:



Уже подписались на новые публикации

Цитаты и Анекдоты
СМС от мужа: Любимая, я сильно ПОРАНИЛ ногу на работе. Настя меня привезла… Ногу могут АМПУТИРОВАТЬ… СМС от жены: КТО ТАКАЯ НАСТЯ???
«Бородатый анекдот»

Массовая культура (ч.2)

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 8.7/10 (3 Проголосовало голосования)

 Характерной чертой массовости иногда становится пошлость – банальные истины, примитивные чувства и идеи, красиво упакованные и рассчитаны на непритязательный вкус. Квинтэссенцией массовой культуры, ее одиозным, пародийным выражением является так называемый китч (от нем. Kitsch – безвкусица, дешевая продукция, рассчитанная на внешний эффект). В 60 – 80-е годы этим термином обозначали популярную художественную продукцию, соответствующую мещанским вкусам, была символом бездуховности. Это матрешки, керамические фигурки кошек или слоников, картины с русалками. Сегодня китч стал изысканным, стилизованным и одновременно агрессивным (характерный пример – современная телевизионная реклама), он даже претендует на один из стилей постмодернистского искусства.
В тоталитарном обществе, несмотря на его коллективистский характер, настоящей массовой культуры не существует. Декларируемая как массовая культура такого общества по сути является элитарной, поскольку ее создает художественная элита по заказу политической верхушки. В такой художественной культуре мало внимания уделяется личным чувством и индивидуальным интересам, в основном речь идет о коллективе и государство. Большинство произведений социалистического реализма, выходивших в СССР массовыми тиражами, не пользовались настоящим спросом, однако большой ажиотаж вызвало появление отдельной продукции западной массовой культуры (фильм “Тарзан” в конце 40-х годов, мультфильмы Уолта Диснея, детективы Агаты Кристи).
Родиной современной массовой культуры являются США. Здесь возникли шоу-бизнес, бестселлер, Голливуд, Диснейленд и многие другие феномены масскультуры, заполонивших весь мир. В сознании многих европейцев Америка – страна сплошного масскульта, бездуховности и прагматизма. Конечно рация в этом есть, но это не совсем так. Исторические и культурные условия развития Соединенных Штатов действительно способствовали развитию прежде массовой культуры, ведь общество состояло здесь как безнациональное из многочисленных эмигрантов-маргиналов. В США не было традиций народной культуры, не сложился полноценный фольклор. Американские дети действительно лучше знают Микки-Мауса, чем сказки Г.-Х. Андерсена и братьев Гримм, однако тот же В. Дисней своими гениальными фильмами сделал Белоснежку и Снежную Королеву любимцами всего мира.
Европейские интеллектуалы уже не первый год бьют тревогу по поводу экспансии американской массовой культуры. Однако речь идет скорее не об культуре вообще, а об уровне произведений. В массовой культуре немало значимых, даже выдающихся произведений, необходимо пропагандировать. Хорошо это или плохо, но на рубеже XX и XXI вв. ее лучшие образцы действеннее влияют на уровень культуры общества, чем произведения гениев.
Каково соотношение между массовой и элитарной, или фундаментальной культурой? В. П. Руднев, автор “Словаря культуры XX века”, подчеркивает, что обе культуры – как два полушария головного мозга, каждая из которых осуществляет принцип дополнения. Массовая культура как первичная воспроизводит образ реальности, фундаментальная же выступает как вторичная, моделирующая система. В этом отношении массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом. Так, сняв кассовый фильм “Парк юрского периода”, знаменитый голливудский режиссер С. Спилберг, сэкономил средства на фундаментальную картину “Список Шиндлера”, рассказывающий о трагедии холокоста. Успех “Сибирского цирюльника” Н. Михалкова позволяет возродить неприбыльное российское документальное кино.
Во многих странах с хорошо развитой рыночной экономикой, несмотря на господство массовой культуры, вполне успешно развивается культура элитарная и народная. Итак, массовая культура, как и цивилизация, может нести потенциальную опасность бездуховности, но под контролем общества и его элиты она должна трансформироваться в прообраз новой будничной культуры человечества XXI в.
Культурный прадник тоже исскство, а когда он проходит по сценарию – просто радость на сердце. Посмотреть хорошие вы сможете на соответствующих веб-ресурсах.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +3 (from 3 Проголосовало)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge