Время рассказов
Приветствую вас на своем блоге. посвященному путешествиям.

Понравились новости:

Введите ваш email адресс:



Уже подписались на новые публикации

Цитаты и Анекдоты
Жду, когда у стиральных машин наконец-то появится функция "Развесить бельё"!
«Бородатый анекдот»

Соционика

VN:F [1.9.22_1171]
Рейтинг: 0.0/10 (0 Проголосовало голосования)

Социотипы людей За годы становления и развития и к настоящему времени обществом накоплен значительный объем знаний о психологии человека, ее типы, особенности поведения. Эти знания, как правило, ассоциируются с наукой о психике человека – психологией. Однако теоретический раздел этой науки еще всеобщего доступен, и является сложным для понимания широкого круга читателей. Внедрение основных теоретических положений, учитывающих индивидуально-психологические свойства человека, в практику требует основательной подготовки специалистов, способных использовать достаточно сложные и громоздкие методики тестирования.

Такая ситуация является одной из причин поиска простых и одновременно надежных методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, того, что называется типом индивидуальности.

Делаются попытки синтезировать достижения психологии и других отраслей знаний, в частности, дермотографикы, графологии, иридодиагностики и даже астрологии. Такой подход отражает общую тенденцию системного исследования человека.

В каждой из вышеизложенных областей знаний о человеке, его психологию, применяются особые методы исследований, совокупности дополняют друг друга. Рядом с ними возникла еще одна отрасль знаний – соционика, демонстрирующий совершенно новый научный подход к изучению индивидуально-психологических особенностей человека. В широком смысле соционика – это наука о устойчивые типы мышления и поведения человека, а также о человеческих общности, закономерности отношений, возникающих в процессе взаимодействия между отдельными людьми и коллективами в целом. ее выводы и рекомендации строятся на основе анализа закономерностей энерго-информационного обмена между людьми.

Соционика как наука возникла на стыке философии, психологии, социологии, ее основателем следует считать швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875-1961), а непосредственным творцом – литовскую исследовательницу Аушра Аугустинавичюте.

Принципиально новым шагом в понимании человека стало понятие отношений между типами. Есть соционика не ограничивается описанием типа человека (его индивидуально-психологическими свойствами), а устанавливает, какие отношения возникают между различными типами индивидуальности людей. Тем самым создается возможность прогнозирования отношений между отдельными людьми, по психологического климата в семье, коллективе. Понимание закономерностей взаимодействия людей помогает овладеть техникой безопасности стресса, гармонизировать отношения в семье, на работе, в кругу знакомых.

Эта инновация сочетается со сравнительной простотой овладение понятийным аппаратом соционики, с ее направленностью на повседневную жизнь. Поэтому есть все предпосылки для проникновения соционики во многие сферы нашей жизни. Указывая на ее практическое знание, С. Кашницкий справедливо отмечает, что многие сферы человеческой деятельности: теория управления, менеджмент, педагогика, профориентация, профилактика семейных отношений, психогигиена труда, медицина, практика парламентаризма, дипломатия, политика, творчество, – выглядят совершенно иначе при взгляде на них сквозь призму соционики.

Более двадцати лет существует соционика, но до сих пор она скорее любительский, чем профессиональный статус и развивается усилиями энтузиастов. Кажется, дело в том, что наша хозяйственно-политическая система абсолютно несовместима с душевным строем обычного человека. Соционика подтверждает, что нет в природе плохих или хороших людей. Отличие их друг от друга оценивается не по критерию “хорошей-плохой”, а за различными способами восприятия, переработки и передачи информации. В реальной же жизни природа человека игнорировалась. Считалось, например, что постоянным, повседневным мотивом деятельности должно быть бескорыстное стремление к общечеловеческому счастью при полном забвении нужд своей собственной природы. Поэтому реальная “психика” была засекречена и запрещена. Зато был сформирован образ “советского человека”, которая якобы не имеет собственных индивидуально-психологических особенностей.

Вследствие такой ситуации существенным событием в литературной жизни страны стала публикация работ Эрика Берна и Дейла Карнеги, в которых описывается психология человека, что проявляется в обычной жизни – в гостях, в семье, на работе. Последний автор к тому же учит, как использовать приобретенные знания в повседневной практике. Проблема применения элементарных знаний по психологии стала предметом внимания украинских исследователей. Ознакомление с указанной литературой сегодня практически помогает овладевать мастерство общения, формировать некоторые психологические качества – эмоциональные, волевые, познавательные, которые в своей совокупности составляют психологическую культуру личности.

В рамках соционики разработана классификация типов, опирается в своей основе на типологию К.Г.Юнга. Последняя, в свою очередь, теоретически оформляется в ряде понятий. их освоение необходимо для понимания того, почему многообразие человеческих характеров сводится к ограниченному числу их типов. Человек – индивидуальная, неповторимая, своеобразная, но определенные черты могут быть найдены во многих других людей. Совокупность психологических качеств, которые проявляются в одинаковой воображении мышления и поведении в различных ситуациях, называют типом индивидуальности или соционическим типу (сокращенно – соци-отипом).

К.Г. Юнг определил, что расхождение социотипов коренится в различных способах восприятия мира. Эти способы фиксируются в соответствующих понятиях. Фундаментальная расхождение делит людей на две большие категории, выраженная в понятиях “экстраверсия” и “интроверсия”. В них содержится характеристика индивидуально-психологических различий человека, выражающиеся в подавляющем направленности личности или на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного свиту3.

Конкретизируем характеристику людей экстравертов и интровертов путем описания их поведения в повседневной жизни с позиции соционики.

Иногда думаешь , а саму жену трудно представить. К общим положениям относятся такие утверждения.

1. Экстравертированный постановление мышления ориентируется на объект и объект ектиени данные. Это мышление может быть как конкретным фактическим, так и идейным. Важно понимание того, что факты и идеи берутся извне, то есть “доставляются” традицией, воспитанием и ходом образования.

2. Интровертированный постановление мышления ориентируется прежде всего на субъективный фактор. Субъективный направление, таким образом, влияет на обработку фактических данных и на оперирование абстрактными понятиями. К.Г. Юнг указывал, что интроверт собирает факты как средства доказательства, главным же для него является изложение субъективной идеи.

К.Г. Юнг для иллюстрации экстраверсии и интроверсии приводил имена Дарвина и Э. Канта. Первый из них был экстравертом, другой – интровертом. Первый стремился к объективной действительности, оперировал фактами. Другой характеризовался отрицательным отношением к объекту, – в доказательстве своей идеи исходил из субъективных оснований.

К.Г. Юнг определил, что в рамках экстравертного (рационального и иррационального) и интровентного (рационального и иррационального) способов восприятия мира осуществляется распределение всего информационного потока на отдельные составляющие. Каждая составляющая воспринимается своим способом. Швейцарский психолог выделил четыре способа:

1. Ощущение – способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о существовании некоторого объекта.

2. Интуиция – способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о скрытые возможности, которые заложены в объекте.

3. Мышление – способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о свойствах объекта.

4. Эмоции – способ, благодаря которому человек воспринимает информацию о том, нравится объект или нет.

Раскроем содержание основных понятий. Для целей совершенствования существующих методик, дополним терминологию К.Г.Юнга терминологии, предложенной А. Аугустинавичюте. Размышляя , представьте ее более ясно, какая она:

1. Мыслящий – логический.

2. Эмоциональный – этический.

3. Чувственный – сенсорный.

4. Интуитивный – интуитивный.

Выясним значение таких элементов человеческого познания, как логика, этика, сенсорика, интуиция.

Приведем в упрощенной форме теоретические постулаты, лежащие в основе объяснения различных социотипов. Для этого обратимся к философской категории отражения. Процессы отражения играют универсальную организационную роль в развитии материи, материальных систем. Материальные процессы характеризуются обменом информацией. Последняя, по сути, является видом отображения, в котором выражается организационное отношение. Оно устанавливается как мера соорганизации объектов. Эта мера соорганизации и является информацией.

С этой точки зрения рассмотрим человека как информационную систему, наделенную сознанием, а межличностные отношения – как взаимодействие информационных систем.

Чтобы сориентироваться в окружающем мире, человек должен выделить из единого потока информации то, что необходимо для жизнеобеспечения. Таким образом, будучи материальной системой, человек будет организовываться с окружающим миром и себе подобными. Для этого ей необходимо воспринять и переработать информацию о:

o реалии мира;

o существования объектов и явлений объективного мира;

o их пространственное расположение;

o соотношение существования объектов и явлений;

o механизм взаимодействия материальных объектов;

o способы их освоения;

o энергетические процессы, происходящие в объективном мире;

o их соотношение.

Итак, мы определили восемь составляющих общего информационного потока.

Из перечисленных составляющих, четыре – дают информацию об объективном мире, о различных его аспектах. Элементы сознания, перерабатывают эту информацию, называть екстраеертнимы. Это соответствует определению экстраверсии как формы восприятия мира, обусловливает направление ориентации личности на внешний мир.

Остальные четыре составляющие дают информацию о соотношении объективного мира и внутреннего мира человека по всем аспектам. Элементы сознания, перерабатывают эту информацию, называть интровертной. Такое название соответствует определению интроверсии как формы восприятия мира, что приводит направление ориентации личности на внутренний, субъективный мир.

Представим вышеизложенное в форме таблицы, предварительно введя условные обозначения элементов сознания (табл. 15.3):

1. Экстравертная логика, сказывается Р (лат. профитеор – объявляю своим делом), традиционное обозначение – ■. Это деловая логика, есть информация о таком методе работы, который давал бы пользу, прибыль, системы: “полезно – бескорыстно”, “выгодно – невыгодно”, “экономно – неэкономно” и т.п..

2. Интровертный логика, сказывается Ь (лат. логос – слово, разум, наука), традиционное обозначение. Это объективная логика, т.е. информация о составе и механизм работы чего-либо, а также всестороннее, объективное рассмотрение объекта или явления, системы: “главное – второстепенное”, “целое – часть”, “необходимо – лишнее” и тому подобное.

3. Экстравертная этика, сказывается Е (лат. емовео – волную), традиционное обозначение – Ик Это этика эмоций, то есть информация об эмоциональном состоянии человека, его настроение, системы: «веселый – грустный”, “возбужденный – подавленное”, “тихий – беспокойный “и т.д..

4. Интровертный этика, сказывается Я (лат. реляции – отношение), традиционное обозначение – Ц Это этика отношений между людьми, то есть информация о том, кто к кому как относится, системы: “любит – не любит”, “дружит – не дружит” и т.п. .

5. Экстравертная сенсорика, сказывается – и (лат. Фацио – делаю), традиционное обозначение – o. Это волевая сенсорика. Информация о владении пространством, силу, системы: “сильный – слабый”, “волевой – безвольный”, “нападение – защита” и т.д..

6. Интровертный сенсорика, сказывается пятый (лат. консенсус – чувство), традиционное обозначение – о. Это сенсорика чувств, т.е. информация о качестве окружающей среды, которые отражаются на самочувствии человека, системы: “хорошо – нехорошо”, “удобно – неудобно”, “приятно – неприятно” и т.д..

7. Экстравертная интуиция, сказывается / (лат. интуеор – внимательно смотрю), традиционное обозначение – А. Это интуиция возможностей и способностей, информация о возможных перспективах, умение угадать что-нибудь, минуя логическое доказывание, системы: “способный – неспособен”, ” интересный – неинтересный “,” перспективный – бесперспективный “.

8. Интровертный интуиция, сказывается Т (лат. Темпус – время), традиционное обозначение – Л. Это интуиция времени, информация о развитии событий в прошлом и будущем, системы: “рано – поздно”, “опасно – безопасно”, “сейчас – тогда” и т.д..

Восприятие информации согласно определенным реалиям мира достаточно, чтобы человек имел возможность адаптироваться к окружающей природной и социальной среды путем решения различных задач.

В К.Г.Юнга типология личности разработана в соответствии с тем, какую из реалий мира человек лучше воспринимает. Дадим краткие характеристики логического, этического, сенсорного, интуитивного типов, не акцентируя внимания на различиях экстравертной и интровертной установок личности.

Логический тип. Для представителей данного типа характерно последовательное восприятие времени: “прошлое – настоящее – будущее”.

При этом прошлое, жизненный опыт, воспринимается не как личное, а отвлеченное, историческое прошлое, в котором важно то, что мало существенное, необходимое значение для того времени. Любой вопрос настоящего решается путем выяснения, откуда оно происходит, как развивается, куда и к чему приведет.

Относительно событий настоящего, то ярко выраженная эмоциональная реакция отсутствует. Поэтому представителей данного типа часто обвиняют в холодном, равнодушном отношении к тому, что происходит. Однако это не так. Дело в том, что интерес этого типа составляет целостный процесс, а не отдельные моменты. Логическое мышление считает, что события идут одна за другой во времени, и прежде вступят завершенный характер.

Такой подход к оценке внешних событий отображается и на внутренней жизни. Представители очерченного типа живут “в соответствии с принципами”, а не “в зависимости от ситуации”. Предпочитают преемственности и последовательности. Поэтому стараются, чтобы их поступки происходили в рамках единой концепции, а случайность была сведена к минимуму. Хаос их настораживает и волнует. Следовательно, скорость действий им не свойственна.

Программа действий подробно обсуждается. Как следствие, в своей реакции на события часто бывают инертными, в кризисных ситуациях – бездействовать. В то же время способность справляться с такими ситуациями растет в ходе того, как кризис углубляется. Они хорошо проводят планирование во времени, оценивая каждый логический шаг, задачу, программу реализации. Конечно, при условии обучения представители других типов также смогут делать указанные действия. Однако, только представители логического типа, не отклоняясь, строго придерживаются программы.

Представители логического типа, как и другие, имеют определенные особенности в общении. Для них общение – информационный обмен, осуществляемый вербально, то есть информационным процессом. Главной его особенностью является абстрагирование от эмоциональной оценки излагаемого. Основное внимание уделяется самому сообщению, констатации фактов. Логика изложения материала подчинена главной цели – описания предмета, выделению закономерностей его функционирования. При этом, как правило, отсутствует ориентация на реакцию слушателя с точки зрения эмоциональной оценки сообщения. Логика изложения ориентируется на собственный анализ, понимание предмета и явлений, даже если данный анализ оторван от реальности. Несогласие с материалом, подаваемого воспринимается представителями логического типа не как несогласие с их персональной субъективно личностной позицией, а как неспособность восприятия логики предмета, или как критики их способности к логическому анализу. Для убеждения представителей этого типа, всегда нужны серьезные логические аргументы, – к которым они относятся спокойно. Если критика затрагивает их этические представления, – отношение может стать резко отрицательным.

Главным мотивом делового общения представителей логического типа является стремление к совместной интеллектуальной деятельности по конкретной проблематике. Такое стремление проявляется и в товарищеских, дружеских отношениях. В общении пытаются выбрать себе такого партнера, который бы удовлетворял их потребность в спиврозуминня проблем. Ориентация на спиврозуминня оговаривает, что они воздерживаются от категоричности суждений, от форм повинности. При этом, как отстраняются от проявления своих чувств и отношений, и часто воспринимаются как уравновешенные личности. Такие часто посещают .

Этический тип. Представители этого типа характеризуются другим восприятием времени. их время циркулирует в личном жизненном опыте – прошлое становится настоящим, а затем снова возвращается в прошлое. Это следует понимать так, что личное прошлое определяет все их реакции в настоящем. Они базируются на понимании: “Это, кажется, мне напоминает …”. Наличие прошлого опыта наполняет их уверенностью, и, наоборот, в новой обстановке имеют место проявления колебания. Решений, которые могут прервать связь с прошлым или изменить жизнь, пытаются избежать.

В молодом возрасте могут прибегать к авантюре и риска, – из-за нехватки личного опыта. С приближением к старшему возрасту становятся консервативными. Консервативность выражается в том, что они оценивают события не по их возможностями, а по тому, как они соотносятся с прошлым опытом с точки зрения их эмоциональной значимости. Для них имеют значение только те события, которые могут стать яркими впечатлениями. Предпочитают сильным переживанием, даже если они неприятны.

Представители этического типа избегают обвинений других. Могут долго извиняться по поводу всевозможных мелочей. Оценивают человека не столько за объективно присущими качествами, сколько за эмоциональным отношением к ней (симпатиями, антипатиями). Главным мотивом поступков выступает личное побуждение. Поэтому им не всегда понятно, когда человек делает что-нибудь из принципа (логический тип), соображений практической полезности (сенсорный тип), или просто из-за стремления добиться успеха в будущем (интуитивный тип).

Особенности общения представителей этического типа характеризуются стремлением изложить вопросы, интересующие собеседников. Они максимально ориентированы на человека, на его ценностные представления, интересы. Осуществляют попытки эмоционально привлечь партнеров к процессу общения, и сами нуждаются проявления с их стороны соучастия, сочувствия. Для достижения такого результата стремятся к сокращению коммуникативной дистанции, когда можно позволить максимально возможную степень открытости, доверия для конкретной ситуации. Пытаются “ухватить” эмоциональное отношение партнеров к изложенному материалу.

Изложение материала насыщенный многочисленными примерами, полученные из литературы и личной жизни. Часто это приводит к стрибкоподибности процесса размышлений, нарушение прямолинейности логики доказательств. Указанный недостаток компенсируется демонстрацией личной заинтересованности, эмоциональностью. Эта особенность указывает, что представители данного типа чувствительны к возражений, критических замечаний, эмоциональной непричастности.

Интуитивный тип. Представители этого типа отличаются особым восприятием времени. Интуиция, как функция познания, заключается в переработке информации о потенциальных возможностей развития объекта (человека) во времени. Для интуитивного типа настоящее – лишь “тень будущего”, прошлое – вообще туманно. В своих мыслях всегда идут впереди. Для них то, что будет, реально, чем то, что есть. Поэтому они довольно нетерпеливы, вследствие чего у окружающих создается впечатление об их легкомыслия, непрактичности.

Такие люди легко меняют один вид деятельности на другой, как только у них появляется новая идея. Рутинная, монотонная работа для них не подходит. Интересуясь перспективными идеями, идут вперед. В то время, как люди размышляют над высказанной идеей – они уже увлекаются новой. По этой причине редко достигают определенных ими самими целей.

Часто ошибаются, когда их спрашивают о времени (без часов). им трудно действовать согласно плану. Если они не сосредоточены на себе, то, как правило, это люди, которые наделены значительной обаянием, привлекательностью для других людей.

Как правило, не считаются с тем, как видят будущее другие люди. В случае наличия собственного видения, – любым образом стремиться изменить мир в соответствии со своими убеждениями.

Особенности общения с представителями интуитивного типа заключаются в следующем. их можно узнать по тонким пониманием сущности другого человека, очень ярко проявляется в общении. Обычно, в разговоре они не поддерживают темы, которая их интересует. Но, если беседа приобретает нужную для них направленности, воспаляются, проявляя открытость, непосредственность и творчество. Для изложения собственных мыслей и убеждения собеседника, пытаются привлечь весь массив знаний, используют успешные сравнения, метафоры, импровизации. Часто избыток материала, используемого для доказательства, отображается на логике изложения. Соответственно, в размышлениях появляются элементы непоследовательности. Этот недостаток компенсируется увлекательным стилем изложения.

Сенсорный тип. Представители этого типа характеризуются развитой способностью к восприятию предметов в пространстве, хорошо чувствуют и оценивают размерность пространственных отношений, чувствуют гармонию окружающего мира, его качественные характеристики. Другие представители этого типа тонко чувствуют состояние своего здоровья, силу своих мышц, узнают пределы своего влияния на других людей. Как правило, они обладают настойчивостью, значительным потенциалом волевых качеств. В критических ситуациях демонстрируют смелость, уверенность в себе, быстро и решительно реагируют на внешние воздействия.

Изложенные качества позволяют классифицировать представителей этого типа как людей практического склада. Главным мотивом деятельности считают получение полезного эффекта. Хорошо проявляют себя в сфере совместной деятельности, – там, где нужно довести начатое дело до конца. Умеют успешно отстаивать свои жизненные позиции, материальные интересы. Благодаря этим качествам приобретают успеха в борьбе за власть, в восхождении по социальной лестнице, твердо занимают место в иерархии межличностных отношений.

Особенности общения с представителями сенсорного типа определяются их практическим направлением. Представители этого типа предпочитают вступления в процесс разговора, главным образом, для решения любой важной для них практической задачи. Передачу информации пытаются осуществить так, чтобы у партнеров не было сомнений относительно правдивости изложенного. При этом внимание на логичности или противоречивости изложенного не акцентируют, не пытаются иллюстрировать дополнительным материалом, что объясняется. Главное для них – показать, подчеркнуть (часто в категорической форме) полезный эффект, который содержится в информации, заставить партнеров стать сторонниками их позиции.

Так, если партнером представителя сенсорного типа является представитель интуитивного типа, то последний подчиняется силе аргументации сенсорного характера. В силу этого, как правило, между интуита и сенсорики не возникают конфликты. Каждый чувствует свою силу и слабость в отношении друг друга.

Таким образом, как видно, каждый из четырех типов имеет собственные характеристики и особенности. На практике же, обычно очень сложно найти человека, который бы полностью на 100% соответствовала одной из приведенных характеристик. Именно такое мнение, подвела А. Аугустинавичюте к необходимости разработки типологии, в основе которой лежит комбинация из 4-х элементов сознания в экстравертном и интровертной вариантах, в приближении к удовлетворительной модели личности.

 

 

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 Проголосовало)

2 комментария: Соционика

  • говорит:
    VA:F [1.9.22_1171]
    Ваше мнение?
    Рейтинг: 0.0/5 (0 Проголосовало cast)

    Интересная статья, но длинновата – дочитаю позднее.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Score: 0 0 Проголосовало
    • EGGR1995 говорит:
      VN:F [1.9.22_1171]
      Ваше мнение?
      Рейтинг: 0.0/5 (0 Проголосовало cast)

      Рад, что вам понравилось, приходите еще).

      VN:F [1.9.22_1171]
      Score: 0 0 Проголосовало

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

CommentLuv badge